Термостат: назначение, принцип работы признаки неисправности
Двигатель внутреннего сгорания подвержен серьезным нагрузкам, которые сопровождаются высокой температурой. Для поддержания оптимальной рабочей температуры двигателю необходимо охлаждение. Для отвода тепла в ДВС используются три вида охлаждения, а не два, как ошибочно считает большинство.
- Воздушное охлаждение. Этот тип охлаждения используется, когда ТС двигается и обволакивается воздушным потоком, в результате чего происходит отвод тепла от нагревающихся поверхностей. Например, радиатор охлаждения, несмотря на свою принадлежность к водяному охлаждению, активно охлаждается потоком воздуха во время движения авто особенно в холодное время года.
- Масляное охлаждение. Система смазки помимо своей прямой функции смазывания трущихся поверхностей, выполняет также функцию охлаждения этих самых поверхностей. Поэтому моторное масло и систему смазки в целом, можно вполне серьезно и безошибочно отнести к одной из систем охлаждения двигателя.
- Водяное охлаждение. Одной из наиболее эффективных систем охлаждения является именно водяное охлаждение. Об этой системе знают все, однако, как именно происходит циркуляция ОЖ по системе известно немного.
Актуально: Моторное масло в антифризе — поиск причин и диагностика неисправностей
В этой статье, я расскажу об одной из важнейших ключевых деталей системы охлаждения двигателя. Вы узнаете, что такое термостат, в чем его уникальность, как он работает, а также как понять, что термостат вышел из строя.
Как я уже говорил, водяное охлаждение на сегодняшний день одно из самых эффективных, для отвода тепла используется жидкость, как правило, антифриз, реже вода, которые циркулируют по системе охлаждения, отводя таким образом тепло от нагревающихся поверхностей. С целью более эффективного прогрева двигателя в холодное время года была придумана система «большого» и «малого» круга циркуляции. Когда мотору нужно быстро «согреться», ОЖ циркулирует по малому кругу, минуя радиатор охлаждения, таким образом быстрее прогреваясь до рабочей температуры. Когда мотор прогревается полностью, жидкость начинает циркулировать по большому кругу через радиатор охлаждения, охлаждаясь воздушным потоком и вентиляторами охлаждения. Но как происходит переключение между большим и малым кругом? На самом деле управляет этим процессом старый добрый термостат, а не умная электроника, причем то, что в цифровую эпоху до сих пор используется именно такой вариант, подтверждает уникальность этого устройства и его эффективность.
В основе термостата заложен принцип разности температур. Благодаря твердому веществу, зачастую это обычный воск, клапан термостата срабатывает после того, как воск под воздействием температуры охлаждающей жидкости растворяется и становится жидким. Как правило, это происходит при температуре ОЖ порядка 90-100 °С. После того как клапан открывается, антифриз начинает циркулировать по большому кругу, это необходимо для того, чтобы не допустить дальнейшего повышения температуры ОЖ, ее закипания, и, как следствие — перегрев двигателя. Последний, кстати, худшее, что может случиться с двигателем по вине термостата, именно по этой причине необходимо регулярно следить за состоянием охлаждающей жидкости в системе, за ее температурой, а также исправностью термостата.
Несмотря на простоту и надежность термостата, иногда он способен давать сбой и выходить из строя. Самой часто встречающейся поломкой термостата является его заклинивание. Происходит это по разным причинам, различные отложения, ржавчина, постоянные перепады температур делают свое дело. Самое страшное в данной ситуации — положение, в котором клапан термостата заклинил. Если он заклинил в открытом положении, то вы просто будете дольше прогревать мотор, а также салон своего авто. Если же заклинит в закрытом — может произойти перегрев двигателя, а дальше как повезет, ремонт или капремонт, а может даже и полная замена силового агрегата.
Признаки неисправного термостата
Термостат расположен внутри системы охлаждения и визуально оценить его состояние невозможно. Среди признаков, указывающих на неисправности термостата можно выделить: слишком долгий прогрев двигателя, а также постоянные скачки температуры ОЖ. Во время езды, неисправный термостат может проявить себя следующим образом — при неспешной езде температура ОЖ растет, но стоит разогнать авто, как стрелка температуры ОЖ падает.
Проверка термостата
Проверить термостат можно в домашних условиях. Для этого необходимо демонтировать деталь, нагреть воду до кипятка и положить его в кипящую воду. Клапан рабочего термостата в горячей воде начнет открываться, примерно при температуре 85-95 °С. Если же термостат заклинил, никаких действий с ним, скорее всего, не произойдет.
Ремонт термостата, как таковой не предусмотрен, в большинстве случаев, его придется заменить полностью. Процесс снятия термостата довольно грязный и трудоемкий, поэтому вряд ли имеет смысл ставить старый и гадать, будет ли он работать.