Аккумулятор зимой быстро разряжается! Правда или нет? Проведем тест!

Принято считать, что при больших отрицательных температурных значениях, аккумуляторная батарея (АКБ) садится быстрее, то есть теряет свой заряд. Однако, если вспомнить школьный курс физики, то все не так однозначно, так как именно холод способен замедлять любые химические реакции.

Даже снятую с авто батарею, следует хранить заряженной в холодном, а не в теплом помещении. Тут дело несколько в другом. Дело в том, что холод, замедляя химические реакции, влияет на параметры батареи. Внутреннее сопротивление увеличивается, в результате чего емкость батареи, которая полностью заряжена, при охлаждении снижается. Возникает вполне логичный вопрос: «Насколько именно уменьшается емкость полностью заряженной батареи на морозе?» Попробуем разобраться!

Для испытаний можно взять три батареи с одинаковыми габаритами и ампер-часами, например 60 А·ч, которые указаны на корпусе. Отличие батарей в технологиях, по которым они произведены: классическая — жидкий электролит, а также инновационные — AGM (абсорбирующее стекловолокно) и EFB (улучшенные АКБ с измененной конструкцией сепаратора и жидким электролитом).

Что собой представляет емкость АКБ? Под этим понятием принято подразумевать количество электроэнергии в ампер-часах, которую способна продуцировать заряженная батарея. Иногда вместе с ампер-часами можно увидеть и другой параметр — «резервная емкость». Под этим понятием подразумевают минуты, которые способна проработать батарея без подпитки от генератора, в случае его выхода из строя, при потреблении тока в 25 А. Однако все заявленные величины весьма условные.

Рекомендую: Не заряжается аккумулятор — в чем причина и что с этим делать?

Собственно испытания

Чтобы оценить как температурные значения влияют на емкость АКБ можно провести испытания при комнатной (+20 C) и минусовой (-20 С) температурах. Перед испытаниями и после них батареи следует зарядить и нагрузить эталонными балластными резисторами, которые задают ток нагрузки сначала 25 А, а после очередной зарядки уже 60 А.

  1. Первый тест заключается в том, чтобы проверить остаток емкости батареи на авто с неисправным генератором. В качестве потребителей электроэнергии выступят фары, стеклоочистители, вентиляторы и топливный насос.
  2. Второй тест более сложный, с большим количеством потребителей. Включено все от магнитолы до ПТФ, от подогрева сидений до подогрева стекол.

Критической отметкой завершения теста является напряжение 10,5 В, то есть полный разряд АКБ батареи.

Результаты тестов

В ходе проверки выяснилось, как происходит изменение емкости тестируемых источников питания. Что до резервной емкости, то она оказалась даже больше заявленной на корпусе. Однако, при снижении температуры окружающей среды до -30° С, она снизилась почти втрое.

Но мы не совсем об этом, мы о повышенном саморазряде. На самом деле проблема в подмене понятий. Испытания показали, что аккумуляторы на морозе не теряют свой разряд, а лишь не могут выдать его в требуемом количестве. Это происходит по той причине, что при снижении температуры вязкость электролита увеличивается, поэтому скорость поступления кислоты к пластинам существенно снижается. По сути, батарея ведет себя как человеческий организм. Если абсолютно здорового человека резко окунуть в ледяную воду, его функциональность будет резко снижена. Конечности не смогут функционировать должным образом, пальцы просто перестанут слушаться. Страдает и мимика, при попытке что-то сказать, получится неразборчивая каша. При этом если покинуть такую среду, то спустя буквально 10-20 минут организм полностью восстановит свою энергию и функционал. То же самое происходит и с аккумулятором, он исправен, и энергия есть, но вот отдать ее нет возможности по причине затрудненного доступа густого электролита к свинцовым пластинам. После возвращения источника питания в теплую среду, его свойства полностью восстанавливаются.

Теперь о том, как батареи, построенные на разных технологиях, справились с тестом. Аккумуляторы, в которых использованы более современные технологи, как и ожидалось, продемонстрировали лучшие результаты, по сравнению с обычными свинцово-кислотными АКБ. Резервная емкость AGM-батареи при минусовой температура почти в два раза превысила аналогичный показатель простой АКБ. Что до EFB-батареи, то и она показала лучшие результаты по сравнению с обычной.

Что в итоге?

А в итоге можно смело сказать, что батарея не разряжается на морозе, ее емкость никуда не девается. Однако снижение температуры влияет на способность АКБ отдавать ток, из-за повышения вязкости электролита. Чтобы вернуть замерзшему аккумулятору былые свойства, достаточно перенести его в теплое помещение. Кстати, такой прием часто используют опытные автовладельцы. Если авто не заводится, то для решения проблемы не нужно искать провода для «прикуривания», достаточно ее снять и отнести на 30 минут в теплое помещение. Некоторые бывалые владельцы снимают батарею и помещают ее в теплую воду, на какое-то время. После ставят на место и заводят мотор без особых проблем. Это еще раз подтверждает, что на морозе не происходит саморазряд, так как при разряде батареи ее пришлось бы заряжать, а не отогревать.

Несколько дельных советов на крайний случай!

  • Батареи, произведенные по технологии AGM, более стойки к минусовым температурам, лучше держат заряд и не боятся глубоких разрядов, однако при этом они стоят гораздо дороже обычных источников питания.
  • Если во время зимней поездки ваш генератор вдруг перестанет работать, помните о том, что заявленный запас хода на морозе будет вдвое меньше, чем в теплое время года. Если вам обещали 80 минут хода без подпитки от генератора, то в мороз у вас будет не более 20 минут.
  • В случае отказа генератора постарайтесь отключить как можно больше потребителей электроэнергии, чтобы снизить расход тока. Иначе вы рискуете просто заглохнуть где-то посреди дороги.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *