Сажевый фильтр (DPF / FAP) и его «приколы»! Что лучше: удаление или программное отключение?

С момента ужесточения экологических норм, силовые агрегаты современных авто обросли большим количеством систем, главная задача которых — сделать выхлоп менее токсичным и более чистым. Звучит заманчиво, да и в цифрах все довольно красиво Евро 4, Евро 5. Все эти нормы постепенно улучшают экологическую обстановку, однако есть и другая сторона — кто за все это платит?

Чем сложнее и продвинутее мотор, тем сложнее его устройства, значит и обслуживание, все это конвертируется в рубли, когда возникает какая-либо поломка или даже малейшая ошибка на панели приборов. Больше всего досаждает так называемый сажевый фильтр (DPF — Diesel particulate filter / FAP – Filter Additive Particulate), который представляет собой почти то же самое, что и катализатор только на дизельных авто.

Задача сажевого фильтра сделать выхлоп более экологичным и задержать частицы сажи, которые могут беспрепятственно проникнуть в атмосферу с отработавшими газами. Идея, как я уже говорил, хорошая, но в суровых российских условиях, где качество топлива, мягко говоря, далеко от эталонного, эти «чудо-системы» умирают довольно быстро. Причем после своей «кончины» они доставляют массу больших неприятностей автовладельцам. Неисправность сажевого фильтра приводит к снижению мощности двигателя, появляются страшные надписи на панели типа «Check Engine», увеличивается расход топлива, в общем все на кучу…

На первый взгляд решение проблемы кажется очевидным — замени сажевый фильтр или катализатор и живи себе жизни радуйся. Да вот на деле все оказывается гораздо сложнее, дело в том, что стоимость сажевого фильтра настолько большая, что даже самые состоятельные люди находят более дешевую альтернативу, например — удалить сажевый фильтр или программно отключить его. Забегая наперед, скажу, что каждый способ имеет свои плюсы и минусы, однако, первый вариант хоть более варварский, но при этом более дешевый.

На дизельных авто сажевый фильтр, как правило, идет в паре с катализатором, этот союз называется — сажевый фильтр с каталитическим покрытием. Устанавливается это хозяйство за выпускным коллектором как можно ближе к камере сгорания. Основной рабочий элемент сажевого фильтра, ячеистая керамическая матрица, состоящая из карбида кремния. Ее структура состоит из тысяч мелких каналов, которые, с одной стороны, попеременно закрыты. Стенки этих каналов обладают пористой структурой и по своей сути являются обычным фильтром.

Принцип работы сажевого фильтра следующий, пропуская через себя выхлопные газы, частицы сажи задерживаются на стенках матрицы, а нанесенный на стенки катализатор окисляет несгоревшие углеводороды и угарный газ, тем самым делая выхлоп менее токсичным. Учитывая все это, возникает вопрос: «А куда девается все, что от фильтровалось»? Сажа действительно накапливается и удаляется путем регенерации.

d

Я, думаю, для общего понятия достаточно!? Кому мало, может углубиться в теорию самостоятельно, в сети имеется масса информации на эту тему.

Рекомендую: Дизель: черный дым из выхлопной — что это значит и что с этим делать?

Как понять, что сажевый фильтр забит?

Если у вас появились подобные симптомы, скорее всего сажевый фильтр пришел в негодность и это немедленно следует исправить.

Причины неисправности сажевого фильтра

Непродолжительные поездки, которые не позволяют сажевому фильтру как следует прогреться, приводят к тому, что функция регенерации не запускается. Для автоматической активации регенерации DPF/FAP требуется некоторое время и высокая температура, как во время продолжительной езды по трассе. Проблема в том, что многие не знают не только о необходимости в периодических длительных поездках, во время которых ЭБУ сможет запустить регенерацию сажевого фильтра, но вовсе не догадываются о его существовании.

Второй момент. Если мотор имеет какие-то замечания или неисправности, регенерация тоже не будет запущена. Даже неправильно закрытая пробка бака или ошибка EGR приведут к тому, что регенерация не произойдет. А в это время сажа постепенно накапливается, а ее удаление в дальнейшем все больше и больше под вопросом. В результате даже когда процесс будет запущен сажа не будет удалена полностью, а ее остатки станут началом конца сажевого фильтра.

Топливо. Тут, как говорится, ничего нового… Мы покупаем за свои же деньги то, что, по сути, убивает моторы наших авто, после чего мы опять же, за свои кровные едем на СТО и снова платим за то, чтобы нам все исправили. Вот такая несправедливость. Из-за низкого качества топлива, которое содержит в себе большое количество сажи и серы, сажевый фильтр забивается достаточно быстро. Также из-за частой регенерации увеличивается расход топлива, и разбавление масла по той причине, что часть его при каждой регенерации стекает в поддон двигателя, тем самым ухудшая качество последнего.

Что делать?

Выход есть, причем не один. Вариант первый — полное удаление сажевого фильтра с установкой стронгера или пламегасителя. Второй — программное отключение системы, которая отвечает за состояние этого узла, а также запускает процессы регенерации. Третий — удалить DPF/FAP, а вместо него установить недорогой аналог.

Какой из вариантов лучше? Сложно сказать, все зависит от запущенности ситуации и мастерства человека, который будет этим заниматься. В каких-то случаях все удается сделать программно, в каких-то надо полностью удалять сажевый фильтр. Единственное, что могу посоветовать — обратиться к специалистам именно в данной области. Самим браться точно не стоит, все закончится появлением разных ошибок на панели и переходом мотора в аварийный режим работы.

Источник: savemotor.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *