Как проверить датчик коленвала? Эффективные способы проверки ДПКВ
Современные силовые агрегаты серьезно эволюционировали по сравнению со своими предками, которые были практически на 100% механическими. Сегодня же моторы оснащены большим количеством электроники, которая позволяет контролировать работу той или иной системы, узла.
Данные, которые получает «мозг» — электронный блок управления двигателем (ЭБУ) собирают многочисленные датчики, расположенные по всему силовому агрегату. Датчик постоянно следит за работой того или иного узла и переедает информацию о происходящем в ЭБУ, который руководствуясь полученными данными, корректирует работу отдельного узла или силового агрегата в целом.
Недостаток всех датчиков в целом — это стоимость и сложности при поиске неисправности. Нередко небольшой электронный датчик может стать причиной перебоев в работе мотора, а также создать массу сложностей в процессе выяснения причины неисправности того или иного узла.
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) считается одним и наиболее важных датчиков, а от его исправности часто зависит корректность всего силового агрегата.
Для чего необходим ДПКВ?
Электронный датчик положения коленвала следит вращением коленчатого вала, как это можно понять из названия. Он снимает показания о нахождении поршней (ВМТ и НМТ), руководствуясь положением коленвала.
Получая такие данные, ЭБУ производит коррекцию параметров, среди которых:
- Момент впрыска топлива и его количество;
- Момент зажигания;
- Угол поворота распредвала;
- Включение и выключение клапана адсорбера.
Это лишь основной набор параметров, которые ЭБУ может регулировать, руководствуясь данными ДПКВ. В зависимости от модификации и сложности мотора их количество и сложность может меняться.
Как работает датчик положения коленвала?
ДПКВ представляет собой катушку со стальным сердечником, он следит за вращением коленвала при помощи зубов, которые расположены на диске коленвала. В определенном месте или местах зубцы отсутствуют, это необходимо для того, чтобы датчик мог ориентироваться в оборотах и корректно их подсчитывать. Некоторые модификации используют магнит и работают по принципу датчика «Холла».
Признаки неисправности датчика положения коленвала:
- Плохой запуск двигателя или полное отсутствие такой возможности;
- Мотор глохнет на ходу;
- Плавающие обороты;
- Детонация двигателя;
- Потеря мощности;
- Появление надписи на приборной панели «Check Engine».
Важно понимать, что все вышеперечисленные симптомы также характерны и для других неисправностей, поэтому если вы заметили горящий «ЧЕК», не стоит думать, что у вас 100% проблема с ДПКВ. Чтобы понять исправен датчик или нет, его необходимо проверить, как это сделать вы сейчас и узнаете. Скажу сразу, что практически все отклонения в работе мотора фиксируются в виде ошибок в специальном журнале. Поэтому при наличии специального диагностического оборудования можно подключиться к бортовому компьютеру и с большой точностью диагностировать ту или иную неисправность.
Актуально: Как проверить ДМРВ? Три рабочих способа проверки ДМРВ!
Как проверить датчик коленвала?
Проверка ДПКВ может осуществляться разными способами, о наиболее популярных мы сейчас и поговорим. Перед началом диагностики не забудьте запомнить или пометить положение датчика и расстояние до зубцов. Также не оставляйте без внимания различные шайбы, которые могут оказаться регулировочными.
Снимите датчик и проверьте его целостность и внешнее состояние. Он должен быть без каких-либо повреждений, трещин и загрязнений, все это может влиять на его работу и показания. Если внешне ДПКВ выглядит исправно, можно приступать к проверке при помощи специальных приборов.
Проверка сопротивления датчика коленвала
Для данной проверки потребуется наличие омметра или мультиметра, способного работать в нужном режиме. Проверка датчика положения коленчатого вала выполняется следующим образом. Подключаем электроды прибора к выводам датчика. Далее проверяем сопротивление индуктивной катушки. Принято считать, что ДПКВ исправен если он имеет сопротивление 550-750 Ом. Более точные параметры можно найти в Интернете или в руководстве по ремонту и эксплуатации к вашему авто.
Проверяем другие параметры датчика
Чтобы измерить индуктивность вам необходимо иметь измеритель индуктивности или мультиметр, способный работать в данном режиме. Исправный датчик должен показать индуктивность в диапазоне от 200 до 400 мГн. Если прибор показывает данные, которые существенно отличаются от вышеуказанных, скорее всего датчик неисправен.
Проверка датчика при помощи вольтметра и мегаомметра. Данные приборы позволяют измерить сопротивление изоляции, при напряжении 500 Вольт оно должно быть не выше 20 МОм. Следует также учесть тот факт, что точность получения данных напрямую связана с температурой, в которой проводится измерение, в идеале она должна быть примерно 20-22 °C.
Проверка осциллографом
Данный тип проверки производится, как правило, на СТО. Принцип заключается в следующем: к выводам ДПКВ подключаются электроды осциллографа. Затем включается программа обработки данных с осциллографа. После необходимо создать колебания, для этого следует взять металлический предмет и подвигать им перед рабочей частью датчика коленвала. Исправный датчик покажет изменение осциллограммы во время взмахов металлическим предметом перед наконечником. Если этого не произошло и датчик не реагирует на движения, скорее всего, он неисправен. Более точные замеры можно произвести на работающем двигателе, для этого клеммы прибора подключаются параллельно проводам питания датчика.
В случае неисправности ДПКВ его следует заменить. Если вы сомневаетесь в точности собственной диагностики датчика коленвала, обратитесь к специалистам, многолетний опыт работы и спец. оборудование позволят быстро и точно определить исправность или неисправность датчика поедания коленвала.