Что такое распредвал и для чего предназначен? Основные неисправности распредвала

Распределительный вал (распредвал) относится к газораспределительной системе (ГРМ) двигателя и отвечает за своевременность открывания и закрывания впускных и выпускных клапанов.

Распредвал представляет собой вал с кулачками в форме капли, расположенными в определенной последовательности. Каждый кулачок отвечает за отдельный клапан и толкает его в определенное время, тем самым синхронизируя работу двигателя, в частности систему впрыска топлива и систему газораспределения.

Распределительный вал синхронизирует работу впускной и выпускной систем. Когда кулачки, отвечающие за открытие впускных клапанов, открываются, происходит впуск топливовоздушной смеси в цилиндр. На такте выпуска кулачки, отвечающие за открытие выпускных клапанов, открывают клапана и отработавшие газы покидают камеру сгорания. Такая синхронность позволяет работать ДВС без пауз и задержек, обеспечивая максимальный КПД мотора.

Работа распредвала видео

Открытые клапана происходит в момент, когда острая часть кулачка надвигается на клапан, тем самым толкая его. Закрытие происходит, когда эта выступающая часть проворачивается и сменяется гладкой частью распредвала. Пружина клапана давит на клапана и под давлением он возвращается в закрытое положение. В движение данный вал приводится цепным или ременным приводом, через «звездочку» или зубчатый шкив, благодаря вращению коленвала.

В классическом варианте ДВС был предусмотрен всего один распределительный вал, который приводил в движение и впускные, и выпускные клапана, моторы имели обозначение «SOHC». Со временем такой тип двигателей был признан неэффективным, после чего за «впуск» и «выпуск» стали отвечать два отдельных распредвала, двигатели получили соответствующее обозначение «DOHC». Распределительные валы в современных моторах располагаются в верхней части головки блока цилиндров ГБЦ.

РекомендуюЧто такое гидрокомпенсаторы, и для чего необходимы? Замена гидрокомпенсаторов на 8-клапанном двигателе

Рядные моторы могут иметь максимум два распределительных вала, другое дело V-образные двигатели, которые могут иметь до четырех распредвалов, по два на каждую ГБЦ. Охлаждение и смазка рабочей поверхности кулачков и самого вала производятся при помощи масляной смазки через специальные каналы.

Автопроизводители постоянно совершенствуют собственные разработки систем ГРМ. Для этого многие компании устанавливают на свои двигатели распредвалы, позволяющие менять степень и высоту поднятия клапанов. Так у Honda есть технология i-VTEC, у Porsche Vario Cam Plus, у Toyota VVTL-i.

Основные неисправности распредвала

Признаки износа распределительного вала проявляются в виде стуков, а также различных ошибок, которые могут фиксировать датчики двигателя. Также нередко в случае проблем с распредвалом могут наблюдаться нестабильная работа двигателя, повышенный расход топлива при одновременном снижении мощности. Поломки происходят по разным причинам, это может быть естественный износ, износ по причине нарушения в работе системы смазки, а также из-за нарушения условий эксплуатации ДВС. При первых запусках двигателя, особенно при низких температурах, возникает эффект масляного голодания, который также сопровождается повышенным износом распредвала, а также других трущихся деталей двигателя.

Если стук распредвала связан с износом кулачков, то слышать его вы будете только при запуске двигателя, при этом интенсивность звука будет со временем усиливаться по мере износа детали. В слишком запущенном случае стук можно слышать даже на прогретом моторе.

Подшипники также могут стать причиной проблем с распредвалом. Вращение вала может быть нарушено, в результате возникнет дисбаланс и биение. Также деформация и поломка распредвала нередко происходит по вине детонации двигателя. Распредвал может треснуть или повредиться частично, в результате работа мотора будет нарушена.

После появления первых признаков неисправности коленвала требуется диагностика. После тщательного осмотра производятся замены на специальном стенде, где специалист при помощи приборов определяет степень износа и деформации вала и кулачков. Не так давно, ремонт распредвала, его проточка и шлифовка были весьма популярны среди автомобилистов, такие меры позволяли сэкономить. Сегодня все поменялось и порою ремонт просто нерентабелен, или причина в том, что специалистов, способных выполнить такую ювелирную работу, не так уж много.

Если проблема оказалась в подшипниках, они меняются на новые без возможности восстановления. Замена распределительного вала может стоить от 20 до 40 тыс. руб. в зависимости от марки авто, сложности мотора и текущего курса валюты.

Устройство ГРМ и работа распредвала видео

Источник: https://savemotor.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *