Что такое коленвал? Признаки неисправности, способы ремонта
Коленчатый вал или коленвал – один из жизненно важных элементов двигателя, неотъемлемая часть КШМ (кривошипно-шатунного механизма). Он выполняет тяжелую работу, приводя в движение практически все движущиеся элементы двигателя. В дизельных моторах коленвал испытывает нагрузку порядка 10 тонн во время возврата поршня в НМТ.
Коленвал служит для преобразования кинетической энергии в поступательно-вращательное движение. На шейках коленвала крепятся шатуны поршней, после сгорания топлива поршень с большой силой возвращается вниз, приводя тем самым коленвал в движение.
Кроме того, коленвал передает вращательное движение на трансмиссию, которая, в свою очередь, приводит в движение колеса автомобиля. Эта деталь довольно прочная, так как предполагает высокие нагрузки, однако нет ничего вечного и даже коленвал порою выходит из строя.
Как работает коленвал видео
Неисправности коленчатого вала и причины, по которым они происходят
Как я уже говорил, коленвал довольно редко выходит из строя, как правило, причины две: масляное голодание, а также критическая нагрузка. В современных авто чрезмерная нагрузка, как правило, исключена, так как «умная» электроника следит за всем. Как только датчики сообщат ЭБУ о недопустимых значениях, «мозг» тут же снимает все задачи, переводит двигатель в аварийный режим (проще говоря «давит» его обороты) и выдает кучу ошибок на панель задач.
Смерть коленвала обычно наступает из-за «масляного голодания», или по причине выхода из строя подшипников. Коленвалу не хватает смазки, в результате чего происходит разрушение подшипников шатунов, а дальше по цепочке. Хотя следует отметить тот факт, что серьезный урон при кратковременной нехватке масла вряд ли произойдет. Чтобы причинить большой вред потребуется время (~30-40 мин.), а также повышенная нагрузка. Кроме того, прежде чем от нехватки масла урон получит коленвал, из строя, скорее всего, выйдет турбина, которая более деликатная в данном вопросе.
Неисправность коленвала может проявиться по-разному, в основном это: вибрация, громкий стук, грохот и прочие посторонние шумы.
Ремонт коленвала: рентабельность, цена вопроса, основные моменты
Ремонт такой детали требует высокой точности, а также специального оборудования. Более того, специалистов способных выполнить такую работу очень мало. В большинстве случаев ремонт коленчатого вала предусматривает дефектовку, замер параметров и геометрии. Затем в случае деформации, дисбаланса или любого искривления, производится проточка, шлифовка, калибровка, а также полировка и балансировка.
На двигателях нового поколения наблюдается тенденция снижения веса деталей и двигателя в целом. Некогда чугунные детали (блоки и головки) делают алюминиевыми, ЦПГ стала легче и менее прочной. То же самое можно наблюдать и с коленвалами, которые от поколения к поколению становятся легче и менее прочными. Отчасти причина связана с глобальным уменьшением рабочих объемов двигателя и борьбой с расходом топлива. Также бытуют и другие мнения, так называемый всемирный заговор, главная задача которого заключается в том, чтобы автомобили не были вечными…
Износ, задиры и царапины на поверхности коренных и шатунных шеек коленчатого вала и на поверхности под сальники может быть устранен шлифовкой. А вот наличие трещин и разрушение резьбы в крепежных отверстиях — критично. Такая проблема решается заменой коленчатого вала.