Не заряжается аккумулятор — в чем причина и что с этим делать?
Аккумуляторная батарея (АКБ, аккумулятор) в автомобиле — представляет собой источник питания бортовой сети автомобиля в момент, когда мотор заглушен. Именно АКБ дает питание для магнитолы, света в салоне, а также для фонарей в то время, когда вы стоите на месте с неработающим двигателем. И, что самое главное, аккумулятор дает энергию стартеру, который заводит мотор по вашей команде.
Отсюда вывод — такая батарея играет очень важную роль в «жизни» любого авто, следовательно, имеет смысл разобраться в неисправностях этого узла на тот случай, если он вдруг выйдет из строя.
Одна из самых популярных проблем связанная с АКБ — отсутствие зарядки. Когда аккумулятор не заряжается, уровень его заряда постоянно снижается, в результате в один прекрасный момент вы просто не сможете завести мотор. Для удобства, в каждом автомобиле существует индикация состояния батареи. Мигающая лампочка АКБ, или постоянно горящий индикатор аккумуляторной батареи — повод выяснить причину.
Причины отсутствия зарядки, могут быть самыми разными: от банальных до весьма серьезных, далее более подробно о таких причинах.
Нет зарядки АКБ — причины
Причина, к сожалению, может таиться намного глубже и не всегда быть связанной с самим аккумулятором. Это может быть связано с бортовой сетью автомобиля, генератором и т. д.
Наиболее примитивные причины отсутствия зарядки
Прежде всего, на мой взгляд, необходимо сузить «круг подозреваемых», то есть вычеркнуть все те пункты, которые изначально нет смысла проверять. А именно, к примеру, понять есть ли проблема с бортовой сетью или нет, можно простым путем. Берем рабочий АКБ и ставим его на место аккумулятора, с которым проблемы. Если с другим АКБ зарядка есть и все работает, то наверняка проблема заключается исключительно в той батарее, а бортовая сеть и генератор здесь не причем. Как вариант, можно взять свой аккумулятор и попробовать подключить его на другом авто и проверить будет идти зарядка или нет. Если не идет, можно предположить, что аккумулятор неисправен.
Кроме видимых визуальных дефектов таких как вздутие корпуса АКБ, трещины и повреждения, существует вероятность наличия массы других, скрытых дефектов внутри батареи. Опытный специалист имеет достаточно знаний для того, чтобы определить возможность восстановления работоспособности АКБ или отсутствие таковой. Например, такое явление как «сульфитация пластин» аккумулятора подлежит восстановлению, однако при условии, что этим будет заниматься специалист.
К простым, легко решаемым проблемам можно отнести окисление клемм, в результате чего батарея может работать некорректно. Это явление, в принципе, не такое уж и распространенное, например, в моей практике проблем с клеммами никогда не было, однако вероятность, что это случится все же есть у каждого. Налет, который образуется на клеммах батареи существенно повышает сопротивление на клеммах, тем самым, препятствуя нормальной ее зарядке. Решение довольно-таки примитивное, достаточно взять щетку по металлу и смахнуть налет или воспользоваться наждачкой. Сильно усердствовать не стоит, клеммы из олова могут стереться, после чего контакт будет хуже.
Нет зарядки аккумулятора порой из-за генератора, устройства, которое во время работы двигателя обеспечивает зарядку батареи. Самое простое, что может произойти с этим узлом — растяжение ремня привода генератора или его разрыв. Ослабление приводит к проскальзыванию ремня на шкивах, а полное разрушение и вовсе приводит к отсутствию передачи крутящего момента от приводного шкива (ролика) на шкив генератора. С разрывом ремня как бы все понятно, ремень просто выходит из строя или разрушается по той или иной причине, а вот проскальзывание ремня происходит по разным причинам. Это может быть критический износ, плохое натяжение ремня, нарушение конструкции шкивов, а также попадание смазочных материалов на поверхность ремня или шкивов.
Плохой контакт проводов с генератором. Часто из-за окисления проводов или плохого их контакта с генератором АКБ может не получать зарядку или получать ее недостаточно. Решение в данной ситуации такое же примитивное, как и с окислением клемм. Достаточно зачистить контакты и прикрутить их на место. Кроме того, провода могут переломаться или перегореть, в таком случае поможет только замена проводов.
Проверка напряжения аккумулятора
- Глушим мотор, отключаем клеммы от АКБ.
- Проверяем напряжение на клеммах батареи, оно должно быть в районе 12,5-12,7 В.
- Подсоединяем клеммы и запускаем двигатель.
- Проверяем напряжение, оно должно вырасти до 13,5-14 В, если этого не произошло повышаем обороты мотора и наблюдаем меняется ли напряжение. Если напряжение не увеличивается или вообще падает, вероятнее всего есть проблемы с диодами в реле регуляторе генератора, или щетки генератора требуют замены. Чтобы узнать так ли это, необходимо проверить щетки, а также их контакты.
Поломки, связанные с регулятором, устраняются двумя способами: полной заменой реле регулятора или заменой пробитых диодов диодного моста.
Проверка диодов осуществляется на предмет прохождения тока лишь в одном направлении. Если ток проходит в обе стороны, делаем вывод о том, что диод «пробит» и требует замены. Замена диодов — сложный процесс, так как они крепятся довольно крепко. Они припаяны на высокотемпературный припой и не имея надлежащего инструмента, а также опыта, лучше не браться за такую работу.
Проверка генератора
Нередко даже после полной замены аккумулятора, владельцы обнаруживают, что проблема с зарядкой АКБ никуда не делась. В таком случае имеет смысл проверить сам генератор. Порой причина кроется в износе рабочих поверхностей ротора, в свою очередь это приводит к периодическому затруднению вращения ротора в статоре. Меняется скорость вращения ротора, в итоге зарядка АКБ осуществляется с перебоями или в недостаточном количестве. Решение проблемы — ремонт или полная замена генератора. Второй причиной может оказаться обрыв в цепи, возбуждающей генератор. Поиск этого обрыва может занять много времени, кроме того этого требует определенных навыков и оборудования.