Бедная смесь: что это значит и почему это плохо?
Для правильного сгорания топливовоздушной смеси, состоящей из топлива и воздуха, необходимо соблюдение пропорции. Идеальной или стехиометрической называют пропорцию, где на одну часть бензина приходится 14.7 частей воздуха (1:14.7).
Любое отклонение в ту или другую сторону будет восприниматься двигателем как «бедная» или «богатая» топливовоздушная смесь (ТВС). Если количество воздуха снизится до 12- 13 ч., смесь будет обогащена бензином и станет мощностной. Она быстрее будет гореть, создавая большую мощность, а также температуру. Это неминуемо приведет к увеличению расхода топлива примерно на 15-20%. От 13 до 15 ч. воздуха — обогащенная смесь, менее 13 — богатая. Обогащение не может длиться до бесконечности и уже на отметке 5-6 частей воздуха на 1 часть топлива, начнутся проблемы с воспламенением такой ТВС. В конце концов двигатель, скорее всего, заглохнет, ошибка: Р0172 — богатая топливовоздушная смесь.
Что такое бедная смесь?
Бедной, как вы уже догадались, будет смесь, которая перенасыщена воздухом 15-17 ч. на 1 ч. топлива. В таком случае будет наблюдаться серьезная экономия горючего, правда падение мощности будет таким же ощутимым. Ухудшится разгонная динамика, а мощность в целом упадет примерно на 8-10%. При увеличении количества воздуха до 17 частей на одну часть топлива смесь становится «бедной». При соотношении 1:21 ТВС не сможет воспламениться, мотор заглохнет. Как вы понимаете сильный перебор в ту или другую сторону приводит к полной остановке двигателя, ошибка: Р0171 — бедная ТВС;
Распространенные признаки бедной смеси:
- Перегрев мотора;
- Ухудшение динамики;
- Детонация, возможны хлопки, удары, стуки;
- Вялый разгон, плохая тяга;
- Свечи имеют светло-серый нагар.
Нагар светлого цвета возникает в результате высоких температур, которые возникают при сгорании бедной ТВС. За счет большого количества воздуха горение проходит с большей интенсивностью и при высоких температурах. Причем проблемы со свечами — далеко не самое страшное, что может вас ожидать. Намного страшнее и серьезнее — перегрев силового агрегата, а также его последствия (прогар прокладок, клапанов и поршней).
Вторая проблема, вытекающая отсюда — загрязнение ОС и перегрев всей выпускной системы.
Почему происходит обеднение?
Как правило, смесь обедняется в результате перебоев в работе топливной системы: насос неисправен, проблемы с форсунками, забит топливный фильтр, топливо не может быт доставлено из-за проблем с магистралями.
Для чего ТВС искусственно обедняют?
Необходимость обеднения смеси может возникать по двум причинам: экономия топлива и снижение токсичности выхлопа. Существуют режимы работы двигателя, когда двигатель не нуждается в большом количестве топлива или мощности, например, работа на холостых или движение на небольшой скорости без нагрузки. Для этого смесь может искусственно обедняться путем регулировки подачи воздуха и топлива. Также существуют технологии, позволяющие открывать только один впускной клапан или путем изменения фаз открытия и закрытия, образуя дополнительное сопротивление на выпуске.