Тюнинг выхлопной системы: вариант и способы реализации «на пальцах»

Тюнинг выхлопной системы: вариант и способы реализации "на пальцах"

Выхлопная система любого серийного автомобиля — это коллекция компромиссов. Каждый производитель хочет, чтобы его автомобиль был бесшумным, экологически чистым, мощным и главное, доступным для покупателя.  Совместить все эти требования в стандартной системе выпуска атмосферного бензинового двигателя невероятно сложно. Поэтому инженеры вынуждены жертвовать либо мощностью, либо экологичностью, либо себестоимостью системы, что сказывается на конечной цене автомобиля и на цене его обслуживания.

Звук выхлопа перестал быть самоцелью, поскольку во многих современных, даже недорогих моделях, установлены эмуляторы звука. Это акустические системы, способные изменить звук выхлопа нажатием одной кнопки. Даже Ford Mustang последнего поколения с двухлитровым EcoBoost взял на себя такой грешок. Основная же задача тюнинга — раскрыть потенциал двигателя по мощности и крутящему моменту.

Потенциал и варианты тюнинга выхлопа

Современный бензиновый двигатель чаще всего требует просто убрать заводские ограничения по мощности и крутящему моменту, по соблюдению экологических норм, норм шума, чтобы почти полностью раскрыть свой потенциал. Частично это позволяет сделать грамотная доработка (или полная замена) штатной системы выпуска. В зависимости от ее конструкции и квалификации мастера, выполняющего доработку, прирост мощности может быть довольно ощутимым, вплоть до 10-17%. Впрочем, перед началом работ стоит определиться с требованиями к двигателю, а они, в свою очередь, продиктуют и стоимость доработки.

Каждая из частей выхлопной системы атмосферника выполняет свою функцию и играет определенную роль в повышении (или уменьшении) его производительности:

  • Выпускной коллектор. Его задача — вывести горячие отработанные газы из каждого выпускного канала головки блока и отправить их в приемную трубу. Сделать это можно по-разному, но на заводе изготовителе зачастую находят самый простой и дешевый способ, применяя недорогие материалы.
  • Каталитический нейтрализатор. Дожигает неотработанное топливо, контролируя при этом уровень содержания вредных веществ в выхлопе.
  • Резонатор, глушитель, выхлопные патрубки полностью отводят отработанные газы, снижая шум и одновременно формируя звук выхлопа.

В зависимости от поставленных требований к результату доработки выхлопной системы, формируют способ тюнинга.

d

Эстетика и изменение формы патрубков. Кому-то вполне достаточно заменить выхлопные патрубки и получить желаемое — корма автомобиля будет выглядеть более презентабельно.

Звук выхлопа. При изменении диаметра труб, конфигурации резонатора, двигатель будет звучать совершенно по-другому, а если заменить катализатор на пламегаситель и просто установить прямоточную систему, звучание изменится радикально, но прирост мощности может быть минимальным при возникновении малейшей ошибки в проектировании. Кроме этого, не обойтись без чип-тюнинга, поскольку все датчики придется адаптировать к отсутствию нейтрализатора, чтобы обеспечить корректную работу систем управления мотором. В результате получим примитивное снижение противодавления выпускного тракта.

Увеличение крутящего момента и мощности с помощью полной технической переработки каждого элемента. Это и есть оптимальный и наиболее эффективный вариант доработки системы.

Технология тюнинга системы

В этом случае вся система выхлопа проектируется и перерабатывается заново. Основная задача — форсировать двигатель путем улучшения наполнения цилиндров и согласования волновых процессов в моторе. Первый этап — трехмерное сканирование (или детальное измерение) моторного отсека и днища автомобиля для правильного расчета и размещения элементов системы новой конфигурации.

После этого разрабатывается новый выпускной коллектор. Это очень важный этап, поскольку и длина, и конфигурация новых патрубков коллектора будут влиять как на полку крутящего момента, так и на мощность. Конечно, без специального измерительного оборудования здесь не обойтись. Меняя длину патрубков, мастер изменяет сразу несколько параметров — полку минимального и максимального крутящего момента. Ошибись хоть на миллиметр, и вся работа может пойти насмарку.

Затем разрабатывается вся остальная система выпуска — резонатор, глушитель, трубы и перемычки. На этом этапе уже работают и со звуком выхлопа. Крупные тюнинговые компании имеют для этого целые звуковые студии, которые доводят исключительно звук. В результате можно получить не просто прирост мощности, но и сделать двигатель более эластичным, работающим ровно и эффективно на любых оборотах и при любой нагрузке.

Для глубокого эффективного тюнинга систем выхлопа необходимо четкое понимание рабочих процессов двигателя, точные расчеты и огромный опыт. В противном случае деньги и время могут быть потрачены впустую.

Источник: Береги Мотор!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *