Что такое дроссельная заслонка? Роль дросселя в силовом агрегате
Ключевым элементов впускной системы большинства бензиновых ДВС является дроссельная заслонка (дроссель, ДЗ, дроссельный узел — ДУ). Ее задача — точно регулировать количество поступающего в двигатель воздуха, который в последствии используется для создания топливовоздушной смеси (ТВС).
Дроссельный узел располагается во впускном тракте, между воздушным фильтром и впускным коллектором, и, по сути, представляет собой обычный воздушный клапан. Открытая заслонка выравнивает давление во системе впуска с атмосферным, когда она закрывается, давление снижается, образуя вакуум. По схожему принципу работают и другие системы автомобиля, например, клапан продувки адсорбера и вакуумный усилитель.
Привод ДС может быть механическим или электронный.
Механический — используется до сих пор, как правило на недорогих авто, его суть заключается в прямой связи педали газа и дроссельной посредством использования металлического троса. ДУ представляет собой отдельный цельнометаллический блок, состоящий из корпуса, самой заслонки, оси на которой она располагается, а также регулятора холостого хода (РХХ) и датчика положения дроссельной заслонки ДПДЗ. Корпус представляет собой продолжение системы впуска и ко всему прочему включен в систему охлаждения силового агрегата. К корпусу ДУ также подключены патрубки системы вентиляции картера, а также адсорбера (с-ма улавливания паров бензина).
РХХ контролирует необходимую частоту вращения коленвала, когда заслонка закрыта во время запуска двигателя или во время его прогрева. Также регулятор холостого помогает в случае увеличения нагрузки, когда водитель включает доп. оборудование. Сам РХХ представляет собой клапан и шаговый электродвигатель, этот тандем дозирует подачу воздуха, который поступает во впуск, минуя при этом дроссельную заслонку.
Электропривод. Заслонка с электроприводом используется на современных авто, а управляет процессом открытия и закрытия — электроника. Такое решение позволяет получить максимальный КПД двигателя и оптимальный крутящий момент в любом режиме работы мотора. Кроме того, электропривод и электроника позволяет снизить расход топлива, и сделать выхлоп более экологичным, в соответствии со всеми нынешними эконормами.
ДЗ с электроприводом имеет ряд преимуществ перед механическим аналогом например — отсутствие прямой связи между педалью «газа» и дроссельным узлом, а также возможно регулировки холостых оборотов без использования РХХ. Отсутствие тросового привода позволяет управлять степенью открытия заслонки при помощи электроники. ЭБУ получает сигналы от многочисленных датчиков, после чего принимает решение о том, как и насколько открывать заслонку. Таким образом электроника обеспечивает максимально подходящий крутящий момент при любых условиях даже в том случае, когда водитель не трогает педаль газа. В этой системе есть много датчиков, а также исполнительное устройство, а управляет процессом электронный блок управления (ЭБУ).
Также в систему регулировки ХХ входят и другие вспомогательные элементы, например датчик положения педали газа, и выключатели положения педалей сцепления и тормоза. Помимо сигналов от всех датчиков, ЭБУ руководствуется еще и информацией, которая поступает от АКПП и тормозной системы, а также круиз-контроля и климатической установки. На основании всей полученной информации электронный блок управления корректирует работу дроссельного узла и всего двигателя в целом.
Дроссельный узел с электроприводом включает в себя: корпус, заслонку на оси, редуктор, электродвигатель, пружинный механизм, а также два датчика положения дроссельной заслонки. Два датчика обеспечивают надежность и точность работы узла. Сами датчики представляют собой потенциометры со скользящими контактами или магниторезистивные датчики (бесконтактные). Модуль дроссельной заслонки имеет аварийный режим, в котором заслонка в случае неисправности приводки, возвращается в исходное положение при помощи механического вспомогательного пружинного механизма.
Наиболее распространенные неисправности ДУ:
- Мотор плохо заводится;
- Двигатель глохнет на ходу;
- Плавающие или повышенные холостые обороты;
- Рывки во время движения авто или общие перебои в работе мотора.
Основные причины проблем с дросселем
Загрязнение, несмотря на то что воздух поступающий в заслонку проходит через фильтр он нередко может содержать в себе в себе пыль, остатки картерных газов и масла. В результате заслонка покрывается масляным налетом, который затрудняет работу узла. Открытие/закрытие воздушного клапана ДЗ происходит с затруднением, в результате возникает плохой отклик на педаль со всеми вытекающими…
Промывка дроссельной заслонки
Процедура предусматривает демонтаж ДУ и промывку заслонки, а также вала на котором она расположена при помощи специальной жидкости. Работа несложная и довольно часто выполняют ее сами автовладельцы.
др. заслонка НЕ влияет НА КОЛИЧЕСТВО смеси, поступившей в цилиндр! (цилиндр наполнится при любом положении др. заслонки ВСЕГДА на 100%). А,вот, СИЛА, которая требуется для всасывания, зависит от её открытия: заслонка полностью открыта-все силы раб. такта идут на разгон машины. Заслонка закрыта-ВСЕ силы идут на «всасывание»-(«торможение двигателем «). В переменных режимах баланс сил=100%.
Глупость-передавать функцию др. заслонки ВПУСКНЫМ клапанам. Кроме удорожания оно ничего не даст. Да и электро-привод др. заслонки-так-же…
Один из (испытанных) путей повышения экономичности- изменение наполнения цилиндра раб. смесью по НАГРУЗКЕ путём изменения фазы ВПУСКА и СЖАТИЯ «газораспределением» : изготовление такой формы ВПУСКНОГО кулачка, который обеспечит 20-25% наполнение цилиндра за счёт более ПОЗДНЕГО закрывания впускного клапана: (большую часть смеси ВЫТОЛКНУТЬ из цилиндра в такте СЖАТИЯ). При этом мощность уменьшится, и придётся БОЛЬШЕ открыть др. заслонку, чтобы компенсировать силы за счёт потерь на всасывание. Это-«экономичный» режим. «Заводской» режим мощности- сдвинуть коромысло клапана на форму кулачка без наплавки (как с завода). Два режима: мощность,и-переключатель режимов наполнения -(мощности мотора).
Бенз. двс можно сделать экономичнее дизеля на 10-15% ,т.к. теплотворность бензина выше солярки на 10-15%. Степень сжатия в эконом. режиме станет около 2-х атмосфер. И это-ХОРОШО!. Нет ударов на вкладыши, чище выхлоп. мягче работа мотора…
Перевод на электро-тягу потянет общие цены на электричество…А пока (у нас) есть нефть-надо использовать это 150-200 лет… А там «видно будет»…
Спасибо Вам Иван! Очень полезно! Если есть желание можем сотрудничать! Пишите если интересно!