Куда уходит масло, в какие города…? «Масложор» — причины и последствия

В наше время, избалованный умной электроникой и всевозможными датчиками автомобилист, все реже контролирует наличие, состояние, а также уровень жидкостей в двигателе. Такое положение вещей, так или иначе, сказывается на состоянии двигателя, а также нередко оборачивается большими расходами для автовладельцев.

Контроль масла в двигателе, а также коробке передач — это одна из важнейших задач, которую регулярно должен выполнять каждый автомобилист. Хрупкие, ломучие и часто неремонтопригодные двигатели очень чувствительны к качеству, а также уровню масла в системе, особенно это касается турбированных экземпляров.

Кроме «масложора» по причине неисправностей в двигателе, многие автопроизводители считают вполне нормальным явлением, когда мотор берет масло примерно 1 литра на 1000 км. Как мне кажется, это просто бред и признак несовершенности того или иного силового агрегата, а также попытка автопроизводителей снять с себя ответственность за выпуск откровенно плохих моторов. Также следует упомянуть, что такая особенность современных моторов неплохо наполняет карман нефтяных магнатов, которые могут в разы увеличить свой доход, на моторах, которые жрут масло литрами. Самое обидное здесь то, что немногие автомобилисты, покупая такие авто, часто не догадываются о таком пристрастии своих только что купленных авто. Ездят и не догадываются, что масло давно пора долить, и, что мотор работает, по сути, «насухо». Результат печален, только что купленные авто приходится чинить, вплоть до полной замены силового агрегата.

Если же у вас мотор «по своей природе» не склонен к «масложору», но масло все же уходит, здесь, как говорится, думать надо. В таком случае данная статья именно для вас, в ней я постараюсь ответить на вопрос: Куда и почему уходит масло, а также где искать причину этого неприятного явления.

Тревожный звоночек — двигатель вдруг начал брать масло!

Если мотор не «кушал» масло и вдруг начал — это повод задуматься. Однако не спешите паниковать, бывает так, что причиной «масляных потерь» являетесь вы сами. Как это? Да вот так! Ваш стиль вождения и правила эксплуатации могут привести к тому, что мотор начнет «подъедать». Большие нагрузки, высокие скорости приводят к тому, что мотор начинает брать смазку. Если расход масла небольшой при полноценных нагрузках, то это, в принципе, считается нормальным явлением, если же нагрузки были обычные, а расход порядочный, то следует искать причину неисправности.

Первое, что можно и нужно сделать при обнаружении такой проблемы — поднять капот и произвести визуальный осмотр, а также заглянуть под машину, желательно на смотровой яме или подъемнике. Наличие пятен и подтеков укажет вам место и возможную причину утечки масла. Также очень часто автомобили с подобными проблемами оставляют после себя следы на асфальте.

Неправильное масло или его замена. Если мотор начал «брать» сразу после замены масла и фильтра, здесь, вероятнее всего, проблема в неподходящем масле или плохо закрученном фильтре. В случае с фильтром будут видны следы после длительной стоянки. В какой-то степени производители силовых агрегатов сами являются причиной «маслозатрат», поскольку все чаще используют смазку с низкой вязкостью, так называемые энергосберегающие масла, с индексом 0W-20 или 0W-30. Из-за низкой вязкости, они не создают большого внутреннего сопротивления, тем самым облегчая работу двигателя. В итоге это позволяет экономить топливо, но очень часто повышается расход масла, так как из-за своей жидкой текучей структуры оно очень легко протекает сквозь уплотнители, кольца и другие щели.

Актуально: Моторное масло в антифризе — поиск причин и диагностика неисправностей

Более серьезные причины

Турбовые движки постепенно вытесняют атмосферных собратьев. Это и неудивительно если учесть, что при одинаковом объеме двигателя, мотор с турбиной более экономичен и более динамичен по сравнению с безнаддувным мотором того же объема. Однако есть и минусы, о которых я уже рассказывал. Если коротко, то турбины очень требовательны к качеству масла, а также условиям эксплуатации. Кроме того, турбокомпрессор — это один из главных виновников потребления масла. Утечка происходит сквозь изношенные уплотнители и сальники «улитки», а также по вине забитой магистрали слива. Масло начинает идти во впускной тракт, после чего сгорает в цилиндрах. Игнорировать такое явление нельзя, так как в критический момент дизель просто может «пойти в разнос».

Износ ЦПГ — одна из главных причин возникновения данной проблемы. Когда мотор начинает брать масло, в первую очередь подозрение падает на ЦПГ (цилиндропоршневую группу). Добавим к этому нагрузку и колебания, в результате получаем довольно серьезный «масложор». При повышенном износе ЦПГ картерные газы будут создавать избыточное давление, выбрасывая часть масла во впускной канал или наружу через уплотнители или даже через щуп. Кстати, такое явление возможно и при повышенном уровне масла. При больших пробегах и сильном износе поверхности цилиндров теряют «хон», то есть мельчайшую шероховатость, которая позволяет удерживать масляную пленку на поверхности цилиндров. Это приводит к беспрепятственному стеканию масла вниз, повышая износ ЦПГ и еще больше усугубляя проблему повышенного расхода масла.

Прокладки, сальники, плохая затяжка. Плохой ремонт, перегрев, а также другие факторы, в результате которых были повреждены уплотнители и прокладки так или иначе приведут к тому, что мотор начнет брать масло. То же самое касается плохой или неправильной затяжки головки, крышки и т. д. Несколько циклов нагрев/остывание приведут к тому, что масло попрет через образовавшиеся щели и неплотности. Кстати, все уплотнители имеют свой срок службы, поэтому если что-то где-то начало «пускать» или «сопливить», это не всегда значит высокое давление в двигателе или плохой ремонт. Бывает, что прокладки или уплотнители просто пора поменять.

Неисправности топливной аппаратуры. Если, к примеру, форсунки, работают некорректно, это может привести к тому, что часть топлива будет попадать в масло. В результате масло будет разбавляться и становиться более жидким, более текучим и менее вязким. Это приводит к тому, что оно проще проникает сквозь малейшие щели, а также через поршневые кольца. К тому же разбавленное, менее вязкое масло хуже смазывает трущиеся поверхности, поэтому, так или иначе, в конечном результате получаем повышенный износ ЦПГ, «масложор», а далее по цепочке…

Если масло меняется не по регламенту или имеет сомнительное качество, вполне нормально если увеличится его расход. Некачественное или отработавшее свой ресурс масло может также поменять свои свойства, начать проникать сквозь щели, пениться, подгорать, отлагаться на поверхностях деталей и т. д.

Маслосъемные колпачки. Такие элементы нужны для недопущения попадания масла в цилиндры. Со временем уплотнители изнашиваются или становятся неэластичными, в результате чего масло начинает проникать в цилиндры. На моторах с ГБО довольно распространено такое явление.

Система вентиляции картерных газов. Если в работе этой системы возникает сбой, например, забит сепаратор/фильтр, воздушный поток с большим содержанием масляной пыли попадает во впуск, вместо того, чтобы пойти в «обратку». В результате расход масла увеличивается, так как оно не возвращается, а постоянно сгорает.

Последствия «масложора»

Моторное масло, как я неоднократно говорил, играет очень важную роль. Оно не только смазывает и предотвращает износ деталей, оно также не допускает возникновение коррозии, охлаждает и делает работу мотора более мягкой. Как только обнаружите нехарактерный повышенный масляный аппетит, то есть тот который не предусмотрен производителем, немедленно примите меры. Промедление может обернуться усугублением имеющихся проблем, а также масляному голоданию и повышенному износу трущихся деталей. Попадая в разные части силового агрегата, туда где наличие масла недопустимо, оно может вывести из строя и другие системы. В результате ремонт будет намного серьезнее и дороже, поэтому лучше принять меры немедленно.

Не дожидайтесь, когда загорится индикатор масла, следите за уровнем и периодичностью замены самостоятельно. Датчик не всегда срабатывает, к тому же он сигнализирует лишь в критических случаях, при этом мотор может долгое время работать с низким уровнем масла со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если лампочка «на масло» загорелась во время движения, немедленно остановитесь, заглушите мотор и проверьте уровень масла. Если он в норме, можно ехать, скорее всего проблема в электронике, поэтому при первой возможности посетите сервис.

И помните, каждый, даже самый совершенный мотор, так или иначе, хоть немного, но все же берет масло. Это могут быть миллиграммы, а могут быть литры, в зависимости от типа двигателя и его состояния. Если расход в пределах нормы, причин для беспокойства нет, но, если он увеличился или превышает 1 л/1000 км — следует принять меры по поиску и устранению причин.

Текст: savemotor.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *